Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка - глобальная проблема. Обязанность родителя или педагогов, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.
Чаще всего подростки решаются на этот отчаянный шаг с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. Это страшный протест против безразличия, цинизма и жестокости. Решаются на такой шаг чаще всего замкнутые, ранимые, неуверенные в себе подростки, ощущающие одиночество, стрессы, утрату смысла жизни.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Родителям подростков важно в такой сложной ситуации:
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Суицидальное поведение — это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Подросток ищет себя в огромном мире. Психическая организация очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной значимости и снижение настроения, тревожность, легко возникающие беспредметные страхи. Поэтому при общении с подростками важно осознавать степень негативных эмоций в его адрес, ведь юношеский максимализм увеличивает сказанное словами, жестами, мимикой в несколько раз, как увеличительное стекло. И пусть это будут слова любви, одобрения и уважения!
Если Вы слышите от ребенка |
Обязательно скажите |
«Ненавижу всех…» |
"Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом" |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
Памятка для родителей
Уважаемые Родители, вы должны всегда помнить: любые переживания и тревоги ваших детей не должны оставаться без вашего заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной.