Особенности психики детей с ЗПР
Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связанны с преобладающим фоном настроения.
У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают
- импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность.
- Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности.
- На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают.
- В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотели гулять или играть.
Для детей с преобладанием пониженного настроенияхарактерна
- склонность к робости, боязливости страхам.
- Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности.
- И у этих детей преобладают игровые интересы.
- Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения.
- Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность.
- Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом (В. В. Лебединский[1] и Н. Л. Белопольская[2]).
[1]Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.,1985.
[2]БелополъскаяИ. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии В кн. Психодиагнтстика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Санкт-Петербург, 2001
Материал подготовила педагог-психолог Ускова В.В.